Анатолий Парфёнов - боец, борец, легенда
Из таких судеб как у великого борца Анатолия Парфенова должны слагаться легенды. История жизни этого человека - интереснее не придумаешь. Крестьянский сын, герой войны, великий чемпион и не менее великий тренер. И все это 66 лет полной подвигов и свершений на самых разных фронтах – военном, спортивном, человеческом. А с фотографий запечатлевших славные достижения этого человека улыбается скромный, добрый и совсем простой человек. Такими наверное и должны быть все великие.
Анатолий Парфенов родился в деревне Дворниково Воскресенского района Московской области 17 ноября 1925 года. Ему было всего шесть лет, когда умер отец и остались они с матерью вдвоем. А время было тяжелое, голодные тридцатые годы. Мать с сыном вели сельское хозяйство – заготавливали корм для коровы, сажали капусту и картошку, разводили кур. Мать ездила в Москву продавать молоко. Сын хоть и был очень мал во всем ей помогал, по-другому быть и не могло. Вставали в 2 утра, маленький Толя провожал маму на станцию, которая была в 10 км от деревни. А когда подрос, пошел работать в колхоз, заниматься все тем же сельским хозяйством, одним словом трудовое было детство.
-У отца вся жизнь прошла в труде, - рассказывает сын Анатолия Парфенова Владимир. – И он любил этот труд. Он всегда меня учил, что нужно работать так, чтобы получать от работы удовольствие, а если она не в радость, то работник из тебя будет плохой. И у него так было всегда, чем бы он не занимался.
В качестве поощрения за ударный труд Анатолия направили в Воскресенск, в ремесленное училище приобретать профессию слесаря. После окончания учебы он работал на ткацкой фабрике в родном поселке, где и застало его 22 июня 1941 года.
Было Анатолию тогда всего 16 лет. Все его друзья - постарше, и в числе первых ушли на фронт. Туда же рвался и Парфенов. Защита Родины не просто громкие слова для юношей сороковых годов. Патриотический порыв был настолько силен, что многие не дожидаясь не то что повестки, а даже возраста шли на фронт, приписывая себе недостающие года. Так поступил и Парфенов. Тем более, что он был могуч, физически силен и крепок. Сказались гены, и ежедневный физический труд, которым занимался он с детства. На призывном пункте поверили. После необходимого обучения Парфенова зачислили в 69 гвардейскую дивизию 208 полка. Интересно, что ему как самому здоровому сразу выдали пулемет, тогда как всем остальным бойцам достались автоматы.
С первых же дней боец Парфенов попал на передовую. Дивизия тогда форсировала Днепр в районе города Градижск. Во время переправы плот, на котором находились бойцы, в том числе и Парфенов, попал под обстрел и развалился – люди тонули. Парфенов не только сумел добраться вплавь до того берега, но и сохранил оружие. Но на всю жизнь запомнил тот момент.
- Отец тогда решил, что в первую очередь научит своих детей плавать, - вспоминает Владимир Парфенов. – Поэтому я и две мои сестры с самого детства ходили в бассейн. Он говорил, что на той переправе много людей погибло именно из-за того что не умели плавать.
Парфенов выплыл и окопался вместе с другими бойцами на берегу. И тут их застал минометный огонь немецкой артиллерии. В пулемет попал вражеский снаряд и Парфенов взял винтовку убитого товарища, а через некоторое время последовала команда «В атаку!». В числе первых ворвался Парфенов на немецкие позиции, где бойцы снова окопались. Надо заметить, что привычный к работе на земле Анатолий всегда делал это с особой тщательностью, что не раз спасало его жизнь. Впереди бойцов было пшеничное поле, а где-то на нем ДЗОТ (дерево-земляная огневая точка), который не пускал воинов дальше. Командование отправило отряд, в составе которого был и Парфенов, уничтожить ее. Пока доползли всех бойцов перебило, остался Анатолий Парфенов один. Бросил туда гранату – ДЗОТ замолчал. А самого в этот момент ранило в руку, так что она до конца жизни не сгибалась. Только пополз докладывать, а ДЗОТ снова заработал. Хорошо, что поблизости была батарея, добравшись до которой он сумел сообщить координаты и ДЗОТ был подавлен. И снова все пошли в атаку, в том числе и раненный Парфенов. А немцы тем временем пустили в бой танки, один из которых наскочил на ячейку Парфенова. Храброго бойца засыпало землей, он был буквально заживо похоронен, его контузило, но когда он очнулся, то все-таки сумел докричаться до санитаров. С ранением и контузией Анатолия отправили в московский госпиталь.
Оправившись от ранения, Парфенов заканчивает танковое училище, и снова уходит на фронт, но уже танкистом, командиром танка Т-34.
- Отец рассказывал, что когда он был танкистом им давали 100 грам и паек на три дня, - вспоминает рассказы отца Владимир Парфенов. - Так он этот паек съедал сразу, а потом два дня не ел. И мысль у него в это время была какая: «А если меня завтра убьют, так и паек не нужен будет, а так хоть какое-то время сытый».
В составе танковой части Анатолий Парфенов прошел Польшу, участвовал в освобождении Варшавы. Его танк совершил дерзкий бросок по минному полю к городу Калиш и проложил дорогу тяжелой технике. В другом сражении Анатолий Парфенов, вызвав на себя огонь противника, спас командира бригады, попавшего в засаду фашистов. Там же Парфенов будет снова ранен. Небольшой отряд, в котором его танк шел головным, отправили в разведку. Лес, тишина, никого нет. Но не успел сержант Парфенов открыть люк и высунуть голову как заметил в кустах дуло «Тигра» направленное в его сторону. Через секунду удар и с тяжелой контузией и тремя осколками в голове, он снова оказывается в госпитале. По дороге в госпиталь машина с раненными еще и попала под обстрел, и к травме головы прибавилось простреленное бедро. Один осколок военные врачи сумели вытащить, а два других вошли очень глубоко и остались на всю жизнь. И тем не менее боец Парфенов после этих ранений вернулся на фронт. Закончил войну он в захваченном Берлине, оставив свой автограф на стенах Рейхстага.
После войны Анатолий Парфенов вернулся в родную деревню и пошел слесарить на ткацкую фабрику. Уже тогда у будущего олимпийского чемпиона возник интерес к борьбе. Знал он про свою силу необыкновенную, а потому много читал о борцах Иване Поддубном и Иване Заикине. Как-то раз поехал он в Москву на стадион Динамо посмотреть футбол. Но матч отменили, и сама судьба привела Анатолия в секцию борьбы. Анатолию тогда уже было 25 лет, да еще и ранения. Сомнения если какие и были у тренеров отпали сразу же как увидели они фигуру этого Геракла. Ростом Анатолий был под два метра, вес более 100 кг, рельефные мышцы и ни капли жира. Когда попросили его поднять штангу, на которой было порядка 100 кг он, не имея понятия о технике, просто вытянул ее перед собой на прямых руках. Все, кто был тогда в зале, ахнули. Понравилась борьба Парфенову сразу. В секцию греко-римской борьбы его приняли, но чтобы добиться своей цели пришлось ему преодолевать не малые трудности. Жил и работал Парфенов все еще в Подмосковье, и чтобы посещать тренировки три раза в неделю ездил в Москву. Вставал в пять утра, шел привычные 10 км на станцию, ехал полтора часа в электричке. А после тренировки тем же путем обратно. Дома - работа и хозяйство. Потом призвали Парфенова в армию, служил он во Внутренних войсках и только тогда смог перебрался в общежитие в Москву. Но родную деревню не забывал, ездил на выходные - матери помогать.
- Отец очень любил косить, это занятие доставляло ему удовольствие. Вот кто-то зарядку с утра делает, а он вставал в 4 утра, брал косу в руки и на поле, - продолжает свой рассказа Владимир Парфенов. - И меня с четвертого класса приучил косить. Тогда как было, вот накосил ты 10 копен, девять сдай в колхоз, а одну можешь взять себе. Отец и матери накосит, и в колхоз сдаст, еще матери погибшего своего товарища помогал. Всегда говорил ей: «Твоя корова с сеном будет». А коса у него была огромная, потому что размах у него большой.
Конкуренция в тяжелом весе в те годы была очень большая. Все соперники как на подбор великие борцы чемпион мира Александр Мазур, олимпийский чемпион Йоханес Коткас. Силы приблизительно равны, но Парфенов всего через три года после начала занятий становиться чемпионом СССР. Накануне Олимпийских игр 1956 года Мельбурне одним из сильнейших борцов тяжелой категории в мире был швед Бертил Антонссон. И Мазур и Коткас в том году шведу проиграли. А Парфенов на турнире в Швеции сумел взять верх над сильным соперником и завоевал себе право выступления на Олимпийских играх.
Начало Олимпийского турнира для Парфенова складывалось не самым лучшим образом. Он проиграл одну схватку, но в дальнейшем в ходе соревнований успокоился и остальных соперников победил без проблем. В финале ему противостоял выдающийся немецкий борец, участник и призер пяти Олимпийских турниров Вильфред Дитрих. Немец из ГДР, но не так много времени прошло с войны и еще живы были воспоминания о ней в душах людей. Наверное, и Парфенов снова почувствовал себя бойцом в атаке. С первых секунд схватки советский борец задал такой темп, что было понятно - немец не выдержит. Так оно и случилось, Парфенов сломил сопротивление соперника, вырвал победу, а с ней и золотую медаль Олимпийского чемпиона. За спортивный подвиг ему присвоили звание «Заслуженный мастер спорта» и наградили орденом «Знак почета».
Поклонники самого знаменитого советского сериала «17 мгновений весны» наверняка вспомнят и короткую, но очень важную роль Парфёнова. В сцене у гитлеровского «Волчьего логова» гигант-борец играл охранника, сопровождавшего Штирлица. Обладавший статной фигурой разведчик просто терялся на фоне молчаливого богатыря, так и не произнесшего во время сцены ни одной фразы. Всё таки к роли актёра скромный герой войны не стремился никогда, а после окончании карьеры спортсмена предпочёл стать наставником и в этом деле более чем преуспел.
Закончив выступления на борцовском ковре, Анатолий Парфенов становится тренером в родном обществе «Динамо». И что интересно тренером Парфенов оказался замечательным, с чутьем. Уникальный случай в борьбе, когда олимпийский чемпион сам сумел воспитать олимпийского чемпиона Николая Балбошина. А ведь всего этого могло и не быть. Николай Балбошин начинал свой борцовский путь на стадионе «Наука», получил звание мастера спорта. Но в 1967 году второй раз переболел желтухой, и врачи запретили ему тренироваться. Как только в секции узнали об этом перспективного борца просто забыли.
- Еще когда я тренировался на «Науке» мы с ребятами бегали в Крылья Советов специально, чтобы посмотреть на Парфенова, - вспоминает ту пору Олимпийский чемпионат Николай Балбошин. - Уж очень нам нравилась его фигура. Он был как скала, такие мышцы рельефные, а ведь был уже не молод. Естественно очень хотели быть на него похожими, и так же как он стать чемпионами.
И вот всеми забытый слонялся Николай с конца 1967 года до весны 1968 , до тех пор, пока не призвали его в армию. Сам спортсмен очень хотел служить на флоте и просился на Дальний Восток. Но о том, что призывается мастер спорта по борьбе узнали в Динамо, и Парфенов сам позвонил Николаю с предложением служить в спортроте и уговорил.
- В то время Анатолий Иванович сам любил еще побороться, - продолжает рассказ Николай Балбошин. – Часто выхватывал парня покрепче, и надо сказать несмотря на возраст нам с ним было очень тяжело. Человек был очень выносливый. Меня он выбирал чаще всего, потому что неуступчивый я был. И вот мучил и меня, и себя. Первое время он со мной и в стойке боролся, а когда у меня пошел бросок прогибом, он перестал в стойке, а все больше в партере. Там он был король захватов практически до последних дней. Кроме того, человек он был еще очень заводной, увлекающийся, порой я даже боялся как бы он меня не поломал. С ним всегда надо было бороться в полную силу, потому, что он до такой степени все четко делал. Но именно эти тренировки с Анатолием Ивановичем во время службы в армии, я считаю дали огромный скачек моему мастерству. У нас ведь не только схватки были. На Водном стадионе у Динамо была хорошая спортивная база. Помню, как мы бегали там на лыжах. Анатолий Иванович встанет на лыжню, как корабль дальнего плавания, и идет пять кругов по пять километров, не сбавляя скорости. А мы за ним еле поспеваем. Я, например, ни разу пять кругов как он не прошел, уходил после четвертого. Причем не просто уходил – я приходил и падал. Вот в этом здоровом коллективе и здоровой конкуренции был залог наших успехов.
А в 1975 за год до Олимпийских игр в Монреале случилось с Николаем Балбошиным несчастье – на чемпионате мира в Минске он получил тяжелейшую травму тазобедренного сустава. Казалось, мысли об Играх можно оставить в стороне. Но тренер Парфенов не в пример наставникам со стадиона «Наука» своего питомца не оставил, а продолжал планомерную и изнурительную работу. И она свои результаты дала. Балбошин не только попал в состав команды, не только стал ее знаменосцем, но и победил, уложив всех своих соперников на лопатки.
- Анатолий Иванович был очень простой человек, - продолжает Николай Балбошин. – Когда я выходил на схватки он не говорил ничего особенного. Просто скажет: «Коля все будет хорошо!» И, знаете, когда он секундировал, уже только одно его присутствие придавало уверенности. Человек был во всех смыслах положительный, заряд от него такой шел. И потом я иногда посмотрю на него и думаю: ну как же можно проиграть, а потом сказать: «Извините, я испугался». Я не мог так сделать, поэтому выходил и рвался вперед, как он на танке, и всегда старался положить соперника на лопатки как можно быстрее. А когда он массировал руки в перерыве, за одну минуту он делал это так, что я чувствовал себя, как будто заново родился.
Анатолий Парфенов и Николай Балбошин еще долгое время будут работать вместе. Словно сама судьба свела этих двух людей. И когда в сторону Парфенова полетят критические стрелы, дескать не вырастили второго Балбошина, он именно Балбошину предложит стать старшим тренером команды, а сам останется с ним работать в качестве тренера до самых своих последних дней.
Его уход станет для всех сколь скорым столь и неожиданным. В конце 1992 года Анатолий Иванович поехал в деревню и пропал. День нет, два, родные забеспокоились. Приехали и увидели его лежащим на полу в замерзшей луже воды. Может быть сдвинулись осколки, кроме того вылил он на себя два ведра воды, то ли хотел запить лекарство то ли просто попить. В результате - тяжелейшее воспаление легких. И сколько не старались местные и московские врачи спасти чемпиона они не смогли.
Великий человек, великий спортсмен, великий тренер. Анатолий Парфенов – личность планетарного масштаба. Международный астрономический союз присвоил имя «Parfenov» малой планете солнечной системы №7913. Время от времени проводится борцовский турнир мемориал памяти «Богатыря земли Русской» Анатолия Парфенова «Богатырские игры». Жалко только, что никак не станет этот турнир регулярным. Наверное, если говорить от патриотизме, сложно найти лучший пример для сегодняшней молодежи, того как можно служить свое Родине, и как правильно использовать, тот талант которым одарила его природа.
Анатолий Иванович Парфенов
Участник Великой Отечественной войны.
Борьбой начал заниматься в 1951 году.
Олимпийский чемпион 1956 года в тяжелом весе.
Чемпион СССР 1954, 1957 гг.
Заслуженный мастер спорта.
Заслуженный Тренер СССР.
За проявленный героизм при форсировании Днепра награжден орденом Ленина.
За дерзкий бросок по минному полю, который проложил путь тяжелой артиллерии награжден орденов Великой Отечественной войны II степени.
За спасение командира бригады, нарвавшегося на засаду фашистов награжден орденом Великой Отечественной войны I степени.
За спортивную деятельность награжден двумя орденами «Знак Почета».